История создания Санкт-Петербурга

Достопримечательности

 

История

Фотографии с 300-т летия

Ссылки

      

                                   

Ансамбль Дворцовой площади.

В 1819 году Карлу Росси поручили сначала составить проект застройки площади против Зимнего дворца, а затем и руководить здесь всеми работами. В помощь ему определили архитекторов Руска, Ткачева, каменных дел мастера Доменико Адамани, а позже - архитекторов Гальберга, Колпачникова, Павлова. К этому времени участок против Зимнего дворца был застроен домами, созданными по проектам Фельтена для придворных вельмож. Эти дома много раз перепродавались или переходили в фамильное наследство, пока Александр I в 1811 году не распорядился строить здесь здание Генерального штаба. Тогда эти дома и еще несколько зданий стоявших рядов были постепенно выкуплены казной. Часть домов Росси сломал, а те, которые композиционно подчинялись его замыслу, в частности дома, построенные Фельтеном, включил в свое новое сооружение, не тронув их богатую внутреннюю отделку.

Сооружение здания Генерального (позже - Главного) штаба было завершено к 1823 году. Еще через год Росси отстроил вчерне корпус министерств иностранных дел и финансов, выходивший на Дворцовую площадь, набережную Мойки и Большую Морскую улицу. Оба эти огромные сооружения Росси объединил двумя триумфальными арками, одна из которых оформляет выезд на площадь, а другая завершает перспективу Большой Морской улицы со стороны Невского проспекта. Со стороны Зимнего дворца над аркой установлена фигура Славы в большой колеснице, запряженной шестеркой коней, крайних из которых держат под уздцы воины. Квадрига коней разделена надвое - по три коня в шеренге. Таким образом, в центре группы образуется пространство, через которое хорошо видна колесница триумфатора. Высота арки без скульптуры - около 28 метров, высота скульптурной группы - 10 метров, ширина арки - 17 метров. Арка украшена фигурами воинов, летящими фигурами гениев Славы, скульптурными композициями из воинских доспехов. По желанию Росси все эти украшения исполнили профессора Академии художеств Н.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский. В 1829 году все строительные леса были сняты и перед Зимним дворцом в полном величии и блеске встало новое, поистине грандиозное сооружение. Оно имело самый длинный в мире фасад - 580 метров и занимало всю южную сторону Дворцовой площади.

К 1830 году Дворцовая площадь была обрамлена великолепными сооружениями - Зимним дворцом, Адмиралтейством и Главным штабом. Вне гармонической связи с этим ансамблем с восточной стороны площади стояло здание Экзерциргауза, где обучались солдаты. Его решили снести и в 1827 году был объявлен конкурс на застройку освобождаемого места. После долгих споров предпочтение было отдано проекту архитектора Александра Брюллова на строительство штаба Гвардейского корпуса. В 1837 году было начато строительство, которое закончилось в 1848 году. Здание, само по себе весьма примечательное, оказалось самым скромным из всех построек, выходящих на Дворцовую площадь, поэтому не отвлекало от основных шедевров зодчества, а служило как бы связующим звеном между ними. Завершающим штрихом ансамбля Дворцовой площади явилось сооружение Александровской колонны.


Центр Петербурга в сороковых годах XYIII века переместился на левый берег Невы к Адмиралтейству. С этого времени многие общественно-политические события разыгрывались здесь, в центре столицы, прежде на “Лугу, перед Зимним дворцом”, а потом - на Дворцовой площади. В разные времена тут устраивались парады и смотры войск. В январе 1740 году проходила церемониальным маршем императорская гвардия - победители в турецкой войне. Войска следовали по Невской першпективе мимо Зимнего дворца с музыкой и развевающимися знаменами. У офицеров на шлемах были лавровые ветви, у солдат - пучки дубовых листьев и еловые ветви. Для знати был устроен во дворце маскарад, а “народу выставлены жареные быки при фонтанах белого и красного вина”. В ту же зиму произошло еще одно событие - постройка близ дворца Ледяного дома, в котором был разыгран “этнографический маскарад всех живущих в России инородцев”. Событие это было связано с заговором группы кабинет-министра двора Волынского, боровшейся против иностранного засилья в управлении страной - бироновщиной. Чтобы добиться большего расположения императрицы Анны Иоанновны, падкой на всяческие увеселения, Волынский принял деятельное участие в устройстве придворной забавы. В февральскую стужу между Адмиралтейством и Зимним дворцом по проекту архитектора Еропкина, также состоящем в заговоре, соорудили из ледяных глыб “курьезное здание, длиной в 52 фута” с комнатами, мебелью, скульптурой и даже пушками - изо льда. Губернаторам предписывалось, чтобы для участия в маскараде “инородцев отбирать попарно, и перед отправкой их в Петербург убрать их в наилучшее платье со всеми уборами по их обыкновению, чтоб в мужском поле были луки и прочее их оружие и музыка, какая у них употребляется”.

Во время правления Екатерины II летом 1766 года на Дворцовой площади были даны две так называемые “карусели” - грандиозные маскарады, в которых участвовала вся знать Петербурга.


Когда строительство арки завершилось, Николай I, согласно легенде, будто бы сказал архитектору: “Иностранные специалисты думают, что арка должна упасть”. Росси поднялся на арку и сказал императору: “Если она упадет, я готов упасть вместе с нею”.

Еще одно предание рассказывает, как однажды было обнаружено, что у лошадей на арке Главного штаба пропали хвосты. О том, что “хвосты или части хвостов оказались не из бронзы, а жестяными”, даже писали во всех петербургских газетах того времени, на что не поступило ни одного официального опровержения. В столице поговаривали, что хвосты просто украли.

 

Hosted by uCoz