История создания Санкт-Петербурга

Достопримечательности

 

История

Фотографии с 300-т летия

Ссылки

      

                                   

Аничков дворец.

Среди первых зданий, построенных в XYIII веке в стиле высокого барокко, был Аничков дворец. Его возведение началось в 1741 году по проекту архитектора М.Г. Земцова на правом берегу Фонтанки, у Невской перспективы. Спустя полтора года Земцов скончался и руководство работ по сооружению дворца перешло к его бывшему ученику Г.Д. Дмитриеву, а еще через некоторое время - к Б.Ф. Растрелли, внесшему в первоначальный замысел существенные поправки. К весне 1751 года отделка дворца в основном завершилась, что позволило провести освящение его церкви. Здание было Н-образным в плане. Его центральная трехэтажная часть с большим двусветным залом соединялась крыльцом с боковыми трехэтажными флигелями, увенчанными ребристыми куполами с луковичными главками. Основным своим фасадом дворец был обращен к Фонтанке, а не к Невской перспективе. Здесь находился парадный двор с бассейном, связанным с Фонтанкой каналом. Противоположным фасадом дворец был обращен к регулярному саду , разбитому с его западной стороны. Оба фасада украшали высокие крыльца с портиками, поддерживающими балконы.

Отделка помещений дворца производилась по чертежам и под наблюдением Растрелли. Живописные работы выполняли А.П. Антропов, И.Я. Вишняков, А.И. и И.И. Бельские и другие. Особенно тщательно был отделан интерьер церкви, занимавшей второй и третий этажи бокового флигеля, расположенного вдоль Невской перспективы. Ее трехъярусный резной иконостас , покрытый позолотой, достигал одиннадцатиметровой высоты, отличался богатством барочной орнаментики.

На протяжении десятилетий дворец неоднократно переходил от одного владельца к другому. Первым его хозяином был фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф А.Г. Разумовский, президент Академии наук. В 1770-х годах усадьба стала собственностью князя Г.А. Потемкина, которому ее подарила Екатерина II. По его распоряжению многие помещения дворца подверглись переделке. Значительные изменения в облик здания внес архитектор И.Е. Старов, придавший фасадам формы, свойственные архитектуре раннего классицизма. Центр дворца украсил треугольный фронтон, над боковыми флигелями вместо фигурных луковичных завершений появились плоские купола. Этот внешний облик здания сохранился с незначительными изменениями до наших дней.

В 1803-1805 годах на берегу Фонтанки и по Невскому проспекту архитектор Дж. Кваренги возвел два корпуса торговых рядов с открытыми аркадами, объединенных ионической колоннадой. Позднее здесь разместился “Кабинет Его Императорского Величества”, ведомство, распоряжавшееся имуществом царского двора. С того времени главный фасад дворца оказался заслоненным со стороны реки. Аркады в 1885 году были заложены кирпичом, между корпусами остался только проезд, украшенный шестью сближенными попарно колоннами.

В начале XIX века во дворце появились новые интерьеры, отделанные архитектором Л. Руска в стиле классицизма. Особенно интересен Белый зал, торцовые стены которого членятся парами стройных ионических колонн. До наших дней сохранился и Желтоколонный зал, также оформленный Руска.

Значительную перестройку интерьера дворца осуществил в 1817-1818 годах архитектор К.И. Росси. Церковь была устроена в верхнем этаже северного бокового флигеля и освящена во имя Святого князя Александра Невского. Ее украсил новый иконостас, в оформлении которого участвовали художники Б. Медичи и Ф. Торичелли. Прекрасные росписи покрыли стены, декорированные пилястрами. Одновременно по проекту Росси был построен, примыкающий к дворцу дугообразный “сервизный корпус”. Зодчий существенно уменьшил размеры дворцового сада, соорудив вокруг него ограду и построив на его западной стороне два изящных одноэтажных павильона. Владельцем здания в 1817 году стал великий князь Николай Павлович. После его вступления на российский престол Аничков дворец начал официально называться “Собственным Его Императорского Величества дворцом”. Именно в это время “танцевала в Аничкове” и блистала в высшем свете жена А.С. Пушкина, красавица Наталья Николаевна.

Император Александр III сделал дворец своей резиденцией. При нем в залах разместилось крупное собрание произведений живописи, в связи с чем ряд помещений дворца заново отделал архитектор М.Е. Месмахер. В конце XIX - начале XX века дворец был резиденцией вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

После революции в Аничковом дворце более 15-ти лет размещался музей старого Петербурга. Трудным для здания стал 1935 год, когда городские власти решили устроить в нем Дворец пионеров. В экстренном порядке была перестроена значительная часть помещений, разобраны своды в цокольном этаже, некоторые капитальные стены и перегородки. Варварскому уничтожению подверглось уникальное убранство дворцовой церкви, которую переделали в кинозал. Ныне в Аничковом дворце размещается Дворец творчества юных.

Согласно одной из легенд, Елизавета Петровна с небольшой группой заговорщиков в ночь на 25 ноября ( по старому стилю) 1741 года явилась в Преображенский полк, квартировавший у Аничкова моста, заручилась его поддержкой и отсюда “начала свой поход” по Невскому проспекту, возведший ее на “отцовский престол”. Если верить легенде, Аничков дворец построен в память об этом историческом событии.

Своеобразной особенностью Аничкова дворца является его, казалось бы странное положение по отношению к Невскому проспекту. На него дворец выходит боковым торцом, что совершенно не соответствует сложившемуся статусу главной городской магистрали. Однако в первой половине XYIII века Невский проспект не играл такой исключительной роли в петербургском градостроении, в отличие от Фонтанки, на которую выходили главные фасады самых значительных дворцов и усадеб построенных на ее берегах в тогдашнем Петербурге.

 

Hosted by uCoz