История создания Санкт-Петербурга

Достопримечательности

 

История

Фотографии с 300-т летия

Ссылки

      

                                   

Спас-на-Крови. (Храм Воскресения Христова)

Храм Воскресения Христова выстроен на том месте, где 1 марта 1881 года одного из членов террористической общества “Народная воля” был смертельно ранен царь Александр II. Отсюда и другие названия храма - “Спас-на-крови”, “Храм-на-крови” - метафоры, как бы проводящие параллель между мученической кончиной Христа и гибелью Александра II. Собор был воздвигнут по проекту архитектора А.А. Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру И.В. Малышева), в прошлом студента Академии художеств. Авторы предложили за основу взять зодчество Москвы и Ярославля, используя при этом композицию храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Строился храм с 1883 по 1907 годы. Здание собора установили на самом берегу Екатерининского канала (ныне канала Грибоедова) с тем, чтобы место ранения царя было заключено в его стены. Для этого пришлось строить специальный сплошной фундамент, выдвинув его в русло канала на 8 метров.

Наружные стены храма декорированы фасонным кирпичом, мраморами “десяти тонов”, изразцами и мозаикой, фигурными наличниками и кокошниками. Девять куполов собора сияют красками цветных эмалей и золотом. Высота собора на уровне самого высокого купола - 81 метр. На цоколе установлено 20 мемориальных досок, рассказывающих о важнейших событиях царствования Александра II. На фронтонах храма - мозаичные панно по эскизам В.М. Васнецова на евангельские сюжеты. На северном фасаде - панно “Воскресение Христово” М.В. Нестерова, на западном - мозаика “Распятие Христа” А.А. Парланда, на южном - “Христос во славе” Н.А. Кошелева.

На колокольне собора, расположенной прямо над каналом на специальной площадке помещены гербы губерний и областей России. Стены ее украшают мозаики “Деисус “ (В.В. Беляев) и “Богоматерь” (Н.А. Бруни). В отделке интерьеров использованы итальянские мраморы и русские самоцветы: яшма, орлец, горный хрусталь, топазы и др.

На месте смертельного ранения императора установлена сень (навес) с четырьмя колоннами из яшмы, крестом и ажурной кованой решеткой. Богатейшая мозаика покрывает стены, своды, столбы церкви, иконостас. Это редчайшее собрание произведений русского мозаичного искусства площадью 7050 квадратных метров художников А.П. Рябушкина, Н.И. Кошелева, В.В. Беляева и других.

После освящения храма специально указывалось, что храм Воскресения “ввиду особого его значения как общенародного памятника не может быть обращаем в приходскую церковь”. Собор на 1600 молящихся призван был играть роль мемориала Царя-Освободителя, осененного ореолом Царя-Мученика. Оформление колокольни наглядно иллюстрировало идею всенародной скорби, общей вины за содеянное и молитвенного раскаяния.

Император Александр II оставил добрый след в истории. Он осуществил ряд прогрессивных реформ и в их числе - освобождение крестьян от крепостной зависимости. Его называли царем-освободителем. К концу его царствования была подготовлена конституция, ограничивающая самодержавие, но со смертью Александра II этот документ был предан забвению. Но несмотря на прогрессивный характер правления Александра II Исполнительный комитет “Народной воли” вынес смертельный приговор царю. И после этого все помыслы партии были направлены на подготовку цареубийства. На Александра II было совершено уже шесть покушений, когда он обратился за предсказанием к известной парижской гадалке. Она сказала, что на царя будет совершено восемь покушений и последнее восьмое - принесет ему смерть. К 1 марта 1881 года террористами была заложена мина под мостовой Малой Садовой улицы с тем, чтобы взорвать карету с царем, когда тот, как обычно по воскресеньям, поедет в Манеж. Кроме того, были подготовлены метальщики с бомбами, на тот случай, если мина не достигнет цели. В воскресенье 1 марта произошло непредвиденное: царь поехал в Манеж по Невскому проспекту, свернув к нему не на Малой, а на Большой Садовой. Перовская, одна из руководителей теракта, приказала метальщикам перейти на Екатерининский канал, сама стала у дома № 9 по набережной канала так, чтобы перспективе инженерной улицы своевременно увидеть выезд царя из Михайловского дворца. И тогда, когда царская карета свернула с Инженерной улицы на Екатерининский канал, Перовская подала знак метальщикам. Взорвалась бомба, брошенная Рысаковым. Карета была повреждена взрывом, но царь не пострадал. Он вышел, чтобы взглянуть на схваченного Рысакова. И в этот момент взорвалась бомба, брошенная Гриневицким. Взрыв отбросил царя к перилам канала. Гриневицкий сам был смертельно ранен, а умирающего царя увезли в Зимний дворец, где он вскоре умер. Так исполнилось предсказание гадалки: седьмое покушение - бомба Рысакова оказалось не смертельным, а бомба Гриневицкого - это можно считать восьмым покушением - оказалась смертельной.

На другой день после смертельного покушения на Александра II Городская дума на своем чрезвычайном заседании постановила просить императора Александра III “разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник”. На это император ответил: “Желательно бы иметь церковь, а не часовню”. Но первоначально все-таки установили часовню, в которой ежедневно служилась панихида по убиенному императору. Одновременно был объявлен конкурс на создание храма-памятника. Победителем оказался Альфред Парланд. Дальнейшую работу он вел совместно с другим архитектором - архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру И.В. Малышевым. Идея создания храма-памятника царю-освободителю и мученику стала заветной мечтой отца Игнатия сразу после покушения. Уже к концу трагического месяца марта он сделал наброски плана фасада, а затем, по преданию, с помощью набожной княгини Александры Иосифовны, доводит до сведения царя, что ему во сне будто бы явилась Богоматерь и показала “главные основы храма”.

Внутри храма соорудили специальную сень, под которой находится дошедший до нас в неприкосновенности фрагмент набережной Екатерининского канала: часть решетки, плиты тротуара, булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, царь-освободитель. Народная молва утверждает, что с тех пор отсюда слышатся стоны невинно убиенного императора.

Образ храма-памятника многозначен: его религиозное, художественно-стилистическое и градообразующее значения тесно связаны. Как культовый объект он играл совершенно особую роль. И после того, как в 1930 году церковь была закрыта, она оставалась местом поклонения многих верующих, овеянном легендами о погибшем монархе. Попытки переосмыслить храм как памятник революционной борьбы народовольцев оказались искусственными и бесплодными.

С Храмом-на- крови связана удивительная легенда , тема которой долговечность и устойчивость власти. В 1970 году, после полувека поистине варварского глумления над мемориальным храмом, который за время советской власти успел побывать и свалкой мусора, и складом декораций, который дважды собирались взорвать, вокруг Спаса-на-крови появились строительные леса. Началась реставрация. В нем предполагалось открыть музей керамики. Но, как обычно, работы затянулись. Сначала на пять лет. Потом - на десять. На пятнадцать. К строительным лесам привыкли. Они стали достопримечательностью Ленинграда, их непременно показывали туристам. Они попали в стихи и песни. Появились, весьма осторожные в ту пору, предсказания. Мол, стоять советской власти до тех пор, пока стоят леса вокруг Спаса-на-крови.

А еще верующие люди утверждают, что среди икон храма есть одна, на которой будто бы можно увидеть роковые даты российской истории - 1917... 1941...1953... “И еще какая-то дата, - загадочно добавляют они, да вот непонятно какая”.

 

Hosted by uCoz