История создания Санкт-Петербурга

Достопримечательности

 

История

Фотографии с 300-т летия

Ссылки

      

                                   

Петропавловский собор.

Собор во имя святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости стоит на месте деревянной церкви апостолов Петра и Павла, заложенной 10 июля (29 июня по старому стилю ) 1703 года. Церковь была построена в голландском стиле с высокой башней, венчающейся шпилем. На башне было установлено несколько колоколов, приводимых в движение вручную. Каждый час колокола вызванивали мелодию, оповещая петербуржцев о времени. 10 июня (30 мая по старому стилю ) 1712 года в день рождения Петра 1 началось строительство каменного собора. Проектирование и строительство было поручено архитектору Д. Трезини. По требованию царя сначала возводилась колокольня собора. В 1719 году она была построена и увенчана деревянным шпилем, обшитым медными золочеными листами. Над яблоком шпиля по рисунку Трезини был установлен крест с фигурой ангела. В 1720 году на колокольне установили часы-куранты, купленные Петром 1 в Голландии.35 колоколов “игрального механизма” каждые полчаса приводились в движение “большою железною машиною с медным валом”.

В 1748 году удар молнии вызвал сильный пожар: сгорели все деревянные конструкции шпиля, купола колокольни, сорвались со свих мест и разбились колокола, огонь уничтожил и часы. Восстановлена была колокольня лишь в 1771 году, а через два года ее увенчал новый деревянный шпиль с медными позолоченными листами. В 1774 году на шпиле установили новую фигуру ангела с прежними размерами, но через три года сильный ветер оторвал крылья ангелу. По проекту А. Ринальди была сделана новая фигура , но при этом уменьшили ее размеры и вес. В 1776 году на колокольне установили новые часы с курантами, изготовленные голландским мастером Крассом. Механизм часов был снабжен ножным и ручным управлением, каждую четверть часа куранты отбивали перезвон, а в полдень на клавире игрались различные мелодии.

К постройке основного здания приступили в 1716 году. Через 8 лет строительство было закончено и начали возводить своды и барабан купола, завершившиеся в 1730 году. В 1756 году при восстановлении собора после пожара первоначальный облик собора был несколько изменен. Внутри собора под арками на стенах помещались картины на евангельские сюжеты, а главным украшением был золоченый резной иконостас, выполненный в 1722-1727 годах в Москве по рисунку Д. Трезини мастерами Оружейной палаты Кремля под руководством И. Зарудного.

В 1731 году указом Анны Иоанновны собору был придан статус кафедрального храма столицы, но с 1770 года собор постепенно утрачивает свое кафедральное значение, вследствие того, что с первых дней своего существования собор стал усыпальницей императорского дома Романовых и поминальные службы стали основными в деятельности его причта. Первой в еще деревянной церкви была похоронена дочь Петра Екатерина, умершая в 1708 году, позднее в строящемся каменном соборе похоронили еще пятерых его детей, а в 1725 году в соборе был погребен Петр I. Над местами захоронений были установлены надгробия, которые позднее были сделаны из серого карельского мрамора.

В середине XVIII века в связи с восстановлением собора, возникла идея создать в нем монументальную гробницу Петра I. В 1758 году сенат представил на рассмотрение императрице Елизавете Петровне модель гробницы-монумента Петра I и его жены Екатерины. Автором проекта был великий русский ученый, поэт и художник Михаил Васильевич Ломоносов. Проект был принят сенатом и в результате своеобразного конкурса, проведенного в Академии художеств при Академии наук. Замысел Ломоносова был грандиозен. Ломоносов предлагал под куполом собора на ступенчатом стилобате возвести гробницу в виде сложной скульптурной композиции, окруженной громадными мозаичными панно. На мозаичном пьедестале, “наподобие камня порфира, оправленном серебром”, фигура Петра I должна быть представлена в окружении восьми мозаичных колонн “наподобие камня лазуря” и четырех пар серебряных статуй: Премудрости и Мужества, Трудолюбия и Постоянства, Правосудия и Милосердия, Любви и Верности. Сооружение из “жарко позолоченной” литой и кованой меди и черного российского мрамора замышлялось громадных размеров - 8,5 метра ширины и почти 15 метров высоты.

Эта композиция должна была находиться в окружении 12 колоссальных настенных мозаичных панно. Ломоносов хотел возродить забытую древнюю русскую традицию - украшения храмов яркой монументальной мозаикой, секрет которой был вновь открыт великим ученым и художником. Мозаичные монументальные панно должны были заполнить все простенки с алтарной стороны и по бокам гробницы. Их сюжеты посвящались деяниям Петра I и аллегорическим аналогиям из жизни апостола Петра. В мозаиках Ломоносов хотел рассказать о государственной деятельности Петра, о подавлении стрелецкого бунта в Москве, о “великом посольстве” за границу. Отдельные мозаики должны были показать создание русского флота, взятие Азова, Полтавскую и Гангутскую битвы. Наконец, на одном из панно Ломоносов хотел запечатлеть основание Петербурга, Кронштадта и Петергофа, учреждение нового органа государственного управления - Сената и т. д.

Ломоносов рассчитывал, что, если будет принят его проект монумента, ему поручат и реконструкцию здания. С необычайной смелостью он разработал проект радикальной перестройки собора, который, по его мнению, был тесен для задуманной гробницы, а купол не обеспечивал нужного освещения. Несмотря на отрицательные отзывы о технической стороне проекта перестройки собора, который, по мнению архитекторов В.И. Квасова, С.И. Чевакинского и других, мог быть осуществлен только в том случае, если здание будет полностью разобрано, проект Ломоносова получил в верхах одобрение. Ломоносову был дан заказ на исполнение громадных картин и икон в мозаике, что он обязался выполнить за шесть лет. В марте 1765 года Ломоносов закончил первую картину, изображавшую Полтавскую баталию и начал следующую - “Азовское взятие”. Смерть Ломоносова в 1765 году остановила работы по созданию гробницы Петра. Огромная мозаичная картина “Полтавская баталия” была установлена в 1925 году в здании Академии наук.


Шпиль Петропавловского собора неоднократно подвергался реставрации и ремонту, но самой удивительной и смелой была работа по реставрации креста с ангелом, осуществленная в 1830 году. Когда было замечено повреждение венчающего шпиль ангела с крестом, встал вопрос о том, что для его ремонта необходимо было возвести снизу доверху дорогостоящие леса. Неожиданно на помощь пришел крестьянин-кровельщик Петр Телушкин, который предложил исправить крест и ангела без лесов. В октябре 1830 года Телушкин приступил к работе и проявил удивительную смекалку и отвагу. Исключительно опасной была первая часть подъема. Пользуясь только фальцами медных кровельных листов, выступающих всего на 5 сантиметров, держась за них руками и упираясь ногами в грани шпиля и фальцы, Телушкин поднимался по спирали вверх. Он добрался до люка в шпиле, протащил веревку и образовал скользящую петлю. Выше оказались крюки, укрепленные через 3 метра один от другого. Он воспользовался ими и постепенно поднимался от одного крюка к другому, подтягивая себя веревочной петлей, закинутой на крюк.

Последнее препятствие - подъем на шар к основанию креста - было, пожалуй, наиболее трудно преодолимым. Телушкин привязал себя к шпилю под самым шаром и, откинувшись назад, придав телу горизонтальное положение, забросил веревку поверх шара, имеющего диаметр 1,6 метра, и обвил ею основание креста. После этого Телушкин поднялся к основанию креста, высотой более 6 метров. Последующие подъемы и спуски он осуществлял с помощью веревочной лестницы, укрепленной им вдоль шпиля. В народе Телушкина прозвали “Небесным кровельщиком”.

Живет легенда, что за этот подвиг Телушкин получил право на бесплатную чарку водки пожизненно во всех казенных кабаках. Для этого ему было достаточно щелкнуть пальцем по несмываемому клейму, которое ему поставили на правую сторону подбородка. Оказывается, именно оттуда берет свое начало характерный жест , приглашающий к выпивке.

О царской усыпальнице в Петропавловском соборе ходит немало легенд. Одна из них - о пустом гробе Александра I. Говорят, император не желал быть похороненным рядом с убитым Павлом I, к смерти которого он имел. Если не прямое, то косвенное отношение. Еще задолго до смерти он просил верного Аракчеева предать его земле в другом месте. Согласно легенде, в ночь перед погребением Аракчееву удалось-таки вывести тело Александра в свое имение Грузино и там похоронить его в местном соборе. Достоверность этого предания доказать практически невозможно, так как во время последней войны все в Грузино было уничтожено. Да и тело ли Александра увез Аракчеев? Существует версия о том, что вместо Александра был похоронен случайный солдат, а сам Александр скрылся под именем старца Федора Кузьмича.

Косвенным подтверждением легенды о пустой гробницы Александра I может служить еще одно предание. Будто бы в 1920-х годах могила Александра I вскрывалась и оказалась действительно пустой, но никаких документальных свидетельств не осталось.

Легенды о пустых могилах со временем стали традиционными. Слева от входа в Петропавловский собор среди прочих саркофагов находится мраморное надгробие жены сына Александра II Павла Александровича - Александры Георгиевны. Дочь греческого короля Георга V, греческая принцесса скончалась в 1891 году и была погребена в соборе Петропавловской крепости. Говорят могила ее пуста. Будто бы в 1930-х годах греческое правительство обратилось к Сталину с просьбой передать останки принцессы для перезахоронения в Афинском пантеоне. Легенда утверждает, что торг был недолог. Сталин согласился обменять прах Александры Георгиевны на один мощный бульдозер.

Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось летом 1998 года, в 80-ю годовщину убийства Николая II, императрицы Александры Федоровны, их детей и слуг. И вновь появилась легенда о том, что “екатеринбургские останки” “посторонние” и к императору Николаю II и его близким не имеют никакого отношения. Но, как обычно фольклор не претендует на окончательную истину. Просто он ссылается на старое предание о том, как однажды Николай II в разговоре с Иоанном Кронштадтским будто бы сказал: “Могилу мою не ищите”.

Многие погребения в Петропавловском соборе почитаются в народе как священные. Так, молитва у надгробия Павла I считается спасительной. Она помогает при неудачах на службе, в судебных делах, при невезении в любви и семейных неурядицах. Согласно народному поверью, прикосновение щекой к крышке его саркофага излечивает от зубной боли.

 

Hosted by uCoz