История создания Санкт-Петербурга

Достопримечательности

 

История

Фотографии с 300-т летия

Ссылки

      

                                   

Название музея “Кунсткамера” произошло и немецкого слова Kunst - искусство, художество и Kammer - кабинет-палата редкостей. Кунсткамера- первый государственный общедоступный комплексный музей в России, одно из важнейших учреждений Петербургской Академии наук. Основанная Петром I по образцу аналогичных музеев Европы, Кунсткамера должна была по мысли создателя служить проводником европейских научных знаний в русском обществе. Датой ее основания считается 1714 год, когда личное собрание редкостей Петра I и коллекции Аптекарского приказа были перевезены из Москвы в Санкт-Петербург и размещены в Летнем дворце. К ним был определен специальный штат: “главный смотритель” лейб-медик Р.К. Арексин и “библиотекарь и надсмотритель редкостей и натуралиев” И.Д. Шумахер. В 1719 году коллекция Кунсткамеры и библиотека царя были перевезены в конфискованный дом А.В. Кикина - “Кикины палаты” близ Смольного двора. С этого времени Кунсткамера становится общедоступной, по приказу Петра I в нее должны были пускать всех желающих, чтобы “люди смотрели и учились”. Основой собрания Кунсткамеры стали коллекции, привезенные Петром I из первого путешествия в Европу в 1697-1698 годы. В дальнейшем сбор экспонатов производился на основе ряда правительственных указов. В пополнении музея большую роль играли отечественные, прежде всего первые академические экспедиции, покупки за рубежом, поступления от частных лиц. Заложенный в основе собирательства принцип универсальности позволял Кунсткамере на ограниченном пространстве знакомить с миром во всем его многообразии.

Место для строительства специального здания для Кунсткамеры Петр I выбрал сам, здание строилось по проекту А.Шлюттера (предположительно) и Г. Маттарнови архитекторами Н. Гербелем, Г. Киавери, М.Г. Земцовым с 1718 по 1728 годы. Здание Петербургской Кунсткамеры строилось под влиянием архитектурных построек немецкого барокко. Оно было трехчленным, состояло из двух тождественных корпусов, украшенных фронтонами и соединенных многоярусной башней. Внутри пространство было организовано в соответствии с идеальными представлениями того времени о музейной экспозиции. В начале 1740-х годов в Кунсткамере было сосредоточено большое количество экспонатов. В 1747 году, в период ее расцвета, произошел пожар, нанесший непоправимый ущерб музею. С 1751 по 1757 под руководством С.И. Чевакинского здание было восстановлено в частично измененном виде. Наиболее заметным изменением оказалось отсутствие купола башни с армиллярной сферой, изображенного на гравюрах XYIII века. Облик, близкий первоначальному проекту. Был возвращен зданию в 1947-1949 годах Р.И. Каплан-Ингелем. Оформление интерьеров после пожара, часть которых сохранилась до наших дней, велось И.Г. Джанни, Г.Ф. Партьером, П. Любецким и др. и было закончено в 1776 году. Для восстановления коллекционного фонда в 1765 году по просьбе Академии наук был издан указ правительства о сборе материалов для музея. В связи с общей тенденцией дифференциации науки в 1803 году были образованы: Ботанический, Зоологический, Азиатский, Египетский, Минералогический, Этнографический отделы, которые позже стали академическими музеями.


Однажды, как рассказывает старинное предание, Петр пришел в Кунсткамеру в сопровождении знатнейших людей. Указав на выставленные там редкости, Петр будто бы сказал: “Теперь представляется полная возможность знакомить всех как с устройством тела человека и животных, так и с породами множества насекомых. Пусть народ наглядно видит богатство обитателей земного шара”. Генерал-прокурор Сената граф Павел Иванович Ягужинский, имея в виду, что Кунсткамере нужна финансовая поддержка, чтобы приобретать новые редкости, предложил Петру взымать с посетителей плату по одному рублю. Это предложение не понравилось Петру. “Нет, Павел Иванович, - сказал он Ягужинскому, - чем брать я скорее соглашусь угощать каждого пришедшего чаем, кофе или водкой”. И действительно, вскоре главному смотрителю Кунсткамеры выделили 400 рублей в год на угощение посетителей. Этот обычай просуществовал долго. Еще при императрице Анне Иоанновне посетителей угощали по желанию кофе, бутербродом или водкой, и Кунсткамера была открыта для всех без исключения сословий.

Удаленность Кикиных палат от центра Петербурга снижала то значение, которое придавал ей Петр I, поэтому начали подыскивать место для строительства специального здания. Однажды, согласно легенде, прогуливаясь по Васильевскому острову, Петр натолкнулся на две необыкновенные сосны. Ветвь одной из них так вросла в ствол другой, что было невозможно определить, какой из двух сосен она принадлежит. Такой раритет будто бы и подал Петру мысль именно на этом месте выстроить музей редкостей.

Интересна история знаменитого Готторпского глобуса, хранящегося в Кунсткамере. На исходе 1713 года русские войска под предводительством Петра I подошли к Тепингену. Они спешили на помощь осажденным шведами шлезвиг-голштинцам. Горожане радостно встретили своих освободителей. Принимая в Готторпском замке русского царя, ему предложили осмотреть коллекции замка. В одном из помещений замка внимание Петра привлек огромный глобус диаметром 3,11 метра. Готторпский глобус - чудо XYII века, один из первых планетариев мира и невиданная по размерам земная копия с известными к тому времени морями и странами. Петру рассказали, что шар сработал в 1644 году голштинский мастер Андрей Буш. Внутри диковинки было помещение со столом и скамейкой на 10-12 человек. Когда зажгли светильники, над головой и под ногами заблестели звезды багряного неба, которое могло вращаться, повторяя движение истинной небесной сферы. Петр был потрясен этой диковиной и голштинцы в благодарность за свое освобождение подарили ее Петру. Четыре года подарок был в пути, пока наконец. Не прибыл в Петербург, а после строительства Кунсткамеры, глобус разместили в ней. В декабре 1747 года в Кунсткамере произошел пожар, в результате которого были утрачены многие редкие экспонаты, в том числе и знаменитый Готторпский глобус. Но его утрату решили скрыть, нашелся русский мастер Тирютин, который взялся заново изготовить подобный глобус. Новый глобус был таких же размеров, как и Готторпский, внутри него также располагались стол и скамейка, лазурное небо было расписано звездами и живописными рисунками планет. Глобус приводился в движение, а на внешней стороне глобуса рисовальщики нанесли очертания материков, показав все вновь открытые острова и страны. И хотя все надписи на глобусе были сделаны по-русски, немногие поняли, что глобус был новый. В 1766 году закончилось восстановление Кунсткамеры, но глобус был отделен от нее, он размещался в палатке, которая в 1829 году разрушилась, Глобус перенесли в помещение Академического “Музеума”, а в 1901 году его доставили в Царское Село и поместили в специальном зале Адмиралтейства. Там его и застигла война 1941-1945 годов. После войны глобус исчез, после долгих поисков его удалось обнаружить в немецком городе Любеке и вывести в Ленинград. Весной 1948 года на блоках на пятый этаж башни Кунсткамеры, прорубив специальный проем в стене, рабочие подняли Большой академический глобус, созданный русским мастером Тирютиным. Вскоре восстановили купол башни с армилярной сферой, придавший Кунсткамере законченный первоначальный вид.

Во время ленинградской блокады родилась удивительная легенда об одном из самых известных экспонатов Кунсткамеры - фигуре воинственного папуаса с натянутым луком и стрелой в руках. Будто бы в один из морозных блокадных дней за стенами Кунсткамеры раздался мощный взрыв авиабомбы. Старинное здание вздрогнуло. Натянутая стрела неожиданно сорвалась с тетивы и врезалась в противоположную стену зала. Замерзшие и голодные работники музея впервые за долгие военные месяцы радостно переглянулись. Победа неизбежна, если даже папуасы вступают в войну с фашистами. Выстрел из лука был направлен в сторону Германии.
 

 

Hosted by uCoz