История создания Санкт-Петербурга

Достопримечательности

 

История

Фотографии с 300-т летия

Ссылки

      

                                   

Зимний дворец. (Дворцовая площадь, Дворцовая наб., 38)
 

Строительство ныне существующего Зимнего дворца в Петербурге началось в 1754 год по проекту Б.Ф. Растрелли и завершилось в 1762 году. Дворец относится к позднейшим памятникам петербургского барокко. Возводя здание, архитектор сознавал, что сооружает не просто царскую резиденцию. Дворец строится “для единой славы всероссийской”, подчеркивал Растрелли. Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Своим гигантским объемом и большей, чем у окружающих зданий, высотой он доминирует над окружающим пространством. В громадном сооружении нет ни однообразия, ни монотонности. Бесчисленные белые колонны то собираются в группы, особенно живописные и выразительные на углах здания, то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головками амуров. Установленные на балюстраде кровли десятки декоративных ваз и статуй усиливают впечатление нарядности.

Создавая Зимний дворец, Растрелли каждый фасад проектировал по-разному, исходя из конкретных условий. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Со стороны реки он воспринимается как нескончаемая двухъярусная колоннада. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его выделен широким, пышно декорированным ризалитом, прорезанным тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса прежде был главный вход во дворец. Из боковых фасадов более интересен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства. Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, сохранили барочный облик только великолепная , поистине царская Иорданская лестница и частично Большая церковь (Придворный собор).

После 1762 года , вскоре после пришествия на престол Екатерины II, Растрелли пришлось подать в отставку, так как творческая манера зодчего не отвечала вкусам новой императрицы. Дальнейшая отделка интерьеров была поручена архитекторам Ю. М. Фельтену, Ж.Б. Валлен-Деламоту и А. Ринальди. В 1780-1790-х годах работы по переделке дворцовых интерьеров продолжили И.Е. Старов и Дж. Кваренги, по проекту которого был создан величественный Георгиевский , или Большой Тронный, зал.

В 1826 году по проекту К.И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, на стенах которой разместились 330 портретов генералов - участников войны 1812 года, написанных английским художником Д. Доу в течение почти 10 лет. В начале 1830-х годов в восточном корпусе дворца ряд парадных комнат перестраивал О. Монферран. Им были оформлены Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы.

Разрушительный декабрьский пожар 1837 года почти полностью уничтожил отделку Зимнего дворца. Погибли интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси. Восстановительные работы продолжались два года. Ими руководили архитекторы В.П. Стасов и А.П. Брюллов. Согласно повелению Николая I большую часть дворца надлежало “восстановить в прежнем виде”, что по мере возможности и было исполнено. Длительное время Зимний дворец был резиденцией российских императоров, а после 1917 года был передан Государственному Эрмитажу.

В апреле 1762 года император Петр III со своей женой будущей императрицей Екатериной II совершил переезд в новое здание. После завершения строительства вся Дворцовая площадь оказалась завалена мусором, кирпичом, остатками жилищ мастерового народа. Чтобы быстрее очисть площадь, Петр III, по совету одного из своих приближенных распорядился оповестить население Петербурга, чтобы шли на площадь перед дворцом , очищали бы оную и брали себе, что хотели...” Не успело пройти и несколько часов, как от всего несметного хлама не осталось ни камушка, все было свезено и очищено, на все нашлись охотники.

Декабрьским вечером 1837 года в Зимнем дворце начался пожар. Николай I в это время был в театре. Узнав о пожаре, царь немедленно поехал во дворец и сам руководил спасением, прежде всего людей, а затем и богатейшими коллекциями и интерьерами дворца. Спасенные гвардейскими солдатами предметы складывались у Александровской колонны: за исключением небольшого числа громоздких предметов, все драгоценности из дворца были спасены. Несмотря на то, что суетня происходила страшная, вещи складывались как попало, ничего не пропало. Как отмечает М.И. Пыляев, пропал с пожара только один большой серебряный кофейник, да и тот, как узнали потом в городе, никто не захотел купить, и вор был схвачен. Дворец горел три дня, остатки пожарища курились после того более недели.

Известно, что на Александра II было совершено семь покушений, одно из них связано с Зимним дворцом. Исполнить смертный приговор над царем взялся на этот раз рабочий Степан Халтурин, участник организации “Народная воля”. Под видом столяра-краснодеревщика он устроился на работу в столярную мастерскую Зимнего дворца. Мастерская располагалась под царской столовой, где устраивались парадные приемы. Халтурин мог свободно ходить по залам дворца, изучил план здания, время обедов и приемов. Предполагалось взорвать столовую, когда царь с семьей сядут обедать. Для взрыва, по расчетам Халтурина, требовалось 15 пудов динамита, но ему удалось пронести лишь два пуда, так как слежки и обыски могли сорвать намеченный террористический акт в любую минуту. Вечером 17 февраля 1880 года, как стало известно Халтурину, царская семья ждала именитых гостей и в 18 часов 20 минут, он поджег шнур, проложенный к динамиту, и выбежал на улицу. Раздался взрыв, но царь и его близкие остались живы и невредимы, так как гости запоздали, обед задержался и взрыв оказался преждевременным.

 

 

 

Hosted by uCoz