Главная
История
Фотографии с 300-т летия
Ссылки
 
|
Русский музей. (Инженерная ул., 4).
(Михайловский дворец)
В
1816 году Александр I распорядился возвести дворец для своего младшего брата
Михаила Павловича. Составление проекта, выбор места и само строительство
было поручено К.И. Росси, который не ограничился строительством дворца, а
сумел при этом сформировать важную часть парадного центра города. Проектом,
который был утвержден в начале 1819 года, предусматривалось провести вдоль
фасада будущего дворца, параллельно Невскому проспекту, новую улицу -
Инженерную, перед ней разбить Михайловскую площадь (с 1940 года она
называется площадью Искусств) и соединить ее с Невским проспектом еще одной
улицей - тоже Михайловской. Кроме того Росси продолжил до Марсова поля
Садовую улицу, которая тогда доходила только до Большой Итальянской улицы.
Однако и этим не ограничивается грандиозный проект. В соответствии с ним
раскрылся навстречу городу изолированный комплекс Михайловского замка. Рвы,
окружавшие замок, были засыпаны, через Мойку и Екатерининский канал (ныне
канал Грибоедова) переброшены чугунные мосты. С парком Михайловского дворца
граничит Марсово поле, их разделяет только Мойка. Росси объединил эти
территории, построив на берегу реки павильон, который служил местом чаепитий
и пристанью. Павильон замыкает дворцовый ансамбль и одновременно является
связующим звеном с Марсовым полем. На осуществление этого проекта ушло
двадцать лет, не все запланированное Росси воплотилось в жизнь, но в главных
своих чертах ансамбль города, главным сооружением которого являлся
Михайловский дворец, был выполнен и стал достоянием Петербурга.
Строительство Михайловского дворца началось сразу же
после утверждения проекта - в апреле 1819 года. и продолжалось вместе с
отделкой до 1826 года. Главный корпус дворца имеет перед своим фасадом,
выходящим на площадь, прямоугольный парадный двор, образованный боковыми
флигелями, соединенными изумительной чугунной оградой. Оба фасада главного
корпуса, прямоугольного в плане, четко делятся на рустованный цоколь и
верхний этаж. При этом парадный фасад ( с поставленным по фасаду
восьмиколонным, завершенным фронтоном портиком в центре и боковыми
ризалитами) отличается от более интимно трактованного садового фасада ( с
его колонной лоджией, аркада которой связана с садом широкой пологой
лестницей; ризалиты по сторонам украшены плоскими портиками). Общее
торжественное впечатление от здания Михайловского дворца усиливает обильная
скульптурная отделка, выполненная В.И. Демут-Малиновским, С.С. Пименовым и
др. Парадные помещения, расположенные в обоих этажах по внешнему периметру
здания, создают великолепные кольцевые анфилады.
В апреле 1895 года был подписан царский указ об
учреждении “Императорского музея русского искусства имени Александра III “ в
здании Михайловского дворца и в марте 1989 года музей открылся. Основу
коллекций музея составили произведения живописи, поступившие из Эрмитажа,
Академии художеств и ряда дворцов.
В настоящее время Русскому музею принадлежат кроме
Михайловского дворца, корпус Л.Н. Бенуа, Михайловский замок, Строгановский и
Мраморный дворцы.
Карл
Иванович Росси, в детстве привезенный родителями в Россию, был учеником В
Бренна и всю свою жизнь посвятил архитектуре, в основном строительству
Петербурга. Росси достиг того, что еще никому вполне не удавалось - он
застраивал город как художественно целостный архитектурный организм.
Тринадцать площадей - почти все в историческом центре города - и двенадцать
улиц были полностью созданы или реконструированы по проектам Росси.
Принципиальность и бескорыстие Росси были общеизвестны. Поэтому ему
доверялись огромные суммы на строительство, которыми он лично распоряжался.
И никогда он не стремился извлечь лично для себя из этого выгоду. 60
миллионов рублей - невиданная по тому времени сумма - прошла через его руки,
но не стала источником его обошащения. За создание Михайловского дворца
Карлу Росси была предложена награда - собственный дом в любом месте
Петербурга за счет казны. До этого времени у придворного архитектора -
создателя великолепных ансамблей города не было собственного дама. Он мечтал
построить его по своим чертежам, но мечта великого зодчего так и осталась
неосуществленной. Всю жизнь Росси одолевали кредиторы, всю жизнь ему не
давала покоя забота, как прокормить семью, ведь у него было десять детей.
Весной 1849 года в Петербурге с новой силой вспыхнула эпидемия холеры. Карл
Иванович Росси, заразился от рабочих, перестраивавших под его наблюдением
Александринский театр, и в начале апреля умер. Семья архитектора была
вынуждена обратиться к царю с просьбой о денежной помощи на похороны
великого зодчего Петербурга.
Переоборудование Михайловского дворца под музей была
поручена архитектору В. Свиньину. Он взялся за нее с воодушевлением и в
короткий срок опустошил дворец так, словно по его залам и комнатам пронесся
смерч. Люди, видевшие “деятельность” этого архитектора, только диву давались:
откуда у интеллигентного, казалось бы, человека, такая ненависть к
произведениям искусства? Часто Свиньин брал у плотника топор и азартно,
сплеча рубил полотна и рамы картин. Содранные со стен ковры, шторы, дорогие
ткани выбрасывались прямо из окон во двор. Все, кому не лень, растаскивали
всевозможные украшения, люстры, канделябры, мебель. Лишь часть обстановки и
библиотеки дворца была спасена от этого варварского погрома и позднее
вернулась на место. Остались нетронутыми только большая лестница и
центральная гостиная - Белый зал.
В Русском музее собраны художественные ценности
начиная с XI века и представлены произведения всех видов изобразительного
искусств, созданные великими мастерами и безымянными талантами. Именно
поэтому Русский музей называют -“энциклопедией отечественного искусства.
Коллекция древнерусского искусства, хранящаяся в Русском музее, одна их
крупнейших в России, а собрание отечественной скульптуры в музее - самое
богатое в мире и отличается разнообразием жанров и материалов: статуи, бюсты,
многофигурные композиции, рельефы и т.п. Главную гордость музея составляет
грандиозная коллекция живописи XVIII - XX веков. Она дает возможность
проследить путь развития этого вида изобразительного искусства с первых
шагов до наших дней. В собрании живописи представлены все значительные
работы знаменитых художников всех художественных направлений.
|