История создания Санкт-Петербурга

Достопримечательности

 

История

Фотографии с 300-т летия

Ссылки

      

                                   

Русский музей. (Инженерная ул., 4).
(Михайловский дворец)

В 1816 году Александр I распорядился возвести дворец для своего младшего брата Михаила Павловича. Составление проекта, выбор места и само строительство было поручено К.И. Росси, который не ограничился строительством дворца, а сумел при этом сформировать важную часть парадного центра города. Проектом, который был утвержден в начале 1819 года, предусматривалось провести вдоль фасада будущего дворца, параллельно Невскому проспекту, новую улицу - Инженерную, перед ней разбить Михайловскую площадь (с 1940 года она называется площадью Искусств) и соединить ее с Невским проспектом еще одной улицей - тоже Михайловской. Кроме того Росси продолжил до Марсова поля Садовую улицу, которая тогда доходила только до Большой Итальянской улицы. Однако и этим не ограничивается грандиозный проект. В соответствии с ним раскрылся навстречу городу изолированный комплекс Михайловского замка. Рвы, окружавшие замок, были засыпаны, через Мойку и Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) переброшены чугунные мосты. С парком Михайловского дворца граничит Марсово поле, их разделяет только Мойка. Росси объединил эти территории, построив на берегу реки павильон, который служил местом чаепитий и пристанью. Павильон замыкает дворцовый ансамбль и одновременно является связующим звеном с Марсовым полем. На осуществление этого проекта ушло двадцать лет, не все запланированное Росси воплотилось в жизнь, но в главных своих чертах ансамбль города, главным сооружением которого являлся Михайловский дворец, был выполнен и стал достоянием Петербурга.

Строительство Михайловского дворца началось сразу же после утверждения проекта - в апреле 1819 года. и продолжалось вместе с отделкой до 1826 года. Главный корпус дворца имеет перед своим фасадом, выходящим на площадь, прямоугольный парадный двор, образованный боковыми флигелями, соединенными изумительной чугунной оградой. Оба фасада главного корпуса, прямоугольного в плане, четко делятся на рустованный цоколь и верхний этаж. При этом парадный фасад ( с поставленным по фасаду восьмиколонным, завершенным фронтоном портиком в центре и боковыми ризалитами) отличается от более интимно трактованного садового фасада ( с его колонной лоджией, аркада которой связана с садом широкой пологой лестницей; ризалиты по сторонам украшены плоскими портиками). Общее торжественное впечатление от здания Михайловского дворца усиливает обильная скульптурная отделка, выполненная В.И. Демут-Малиновским, С.С. Пименовым и др. Парадные помещения, расположенные в обоих этажах по внешнему периметру здания, создают великолепные кольцевые анфилады.

В апреле 1895 года был подписан царский указ об учреждении “Императорского музея русского искусства имени Александра III “ в здании Михайловского дворца и в марте 1989 года музей открылся. Основу коллекций музея составили произведения живописи, поступившие из Эрмитажа, Академии художеств и ряда дворцов.

В настоящее время Русскому музею принадлежат кроме Михайловского дворца, корпус Л.Н. Бенуа, Михайловский замок, Строгановский и Мраморный дворцы.

Карл Иванович Росси, в детстве привезенный родителями в Россию, был учеником В Бренна и всю свою жизнь посвятил архитектуре, в основном строительству Петербурга. Росси достиг того, что еще никому вполне не удавалось - он застраивал город как художественно целостный архитектурный организм. Тринадцать площадей - почти все в историческом центре города - и двенадцать улиц были полностью созданы или реконструированы по проектам Росси. Принципиальность и бескорыстие Росси были общеизвестны. Поэтому ему доверялись огромные суммы на строительство, которыми он лично распоряжался. И никогда он не стремился извлечь лично для себя из этого выгоду. 60 миллионов рублей - невиданная по тому времени сумма - прошла через его руки, но не стала источником его обошащения. За создание Михайловского дворца Карлу Росси была предложена награда - собственный дом в любом месте Петербурга за счет казны. До этого времени у придворного архитектора - создателя великолепных ансамблей города не было собственного дама. Он мечтал построить его по своим чертежам, но мечта великого зодчего так и осталась неосуществленной. Всю жизнь Росси одолевали кредиторы, всю жизнь ему не давала покоя забота, как прокормить семью, ведь у него было десять детей. Весной 1849 года в Петербурге с новой силой вспыхнула эпидемия холеры. Карл Иванович Росси, заразился от рабочих, перестраивавших под его наблюдением Александринский театр, и в начале апреля умер. Семья архитектора была вынуждена обратиться к царю с просьбой о денежной помощи на похороны великого зодчего Петербурга.

Переоборудование Михайловского дворца под музей была поручена архитектору В. Свиньину. Он взялся за нее с воодушевлением и в короткий срок опустошил дворец так, словно по его залам и комнатам пронесся смерч. Люди, видевшие “деятельность” этого архитектора, только диву давались: откуда у интеллигентного, казалось бы, человека, такая ненависть к произведениям искусства? Часто Свиньин брал у плотника топор и азартно, сплеча рубил полотна и рамы картин. Содранные со стен ковры, шторы, дорогие ткани выбрасывались прямо из окон во двор. Все, кому не лень, растаскивали всевозможные украшения, люстры, канделябры, мебель. Лишь часть обстановки и библиотеки дворца была спасена от этого варварского погрома и позднее вернулась на место. Остались нетронутыми только большая лестница и центральная гостиная - Белый зал.

В Русском музее собраны художественные ценности начиная с XI века и представлены произведения всех видов изобразительного искусств, созданные великими мастерами и безымянными талантами. Именно поэтому Русский музей называют -“энциклопедией отечественного искусства. Коллекция древнерусского искусства, хранящаяся в Русском музее, одна их крупнейших в России, а собрание отечественной скульптуры в музее - самое богатое в мире и отличается разнообразием жанров и материалов: статуи, бюсты, многофигурные композиции, рельефы и т.п. Главную гордость музея составляет грандиозная коллекция живописи XVIII - XX веков. Она дает возможность проследить путь развития этого вида изобразительного искусства с первых шагов до наших дней. В собрании живописи представлены все значительные работы знаменитых художников всех художественных направлений.

 

Hosted by uCoz