История создания Санкт-Петербурга

Достопримечательности

 

История

Фотографии с 300-т летия

Ссылки

      

                                   

Дворцово-парковый ансамбль города Пушкина.

В 25 километрах на юг от Санкт-Петербурга находится известный всему цивилизованному миру город Пушкин, который до 1917 года назывался Царским Селом, в 1918-1937 годах - Детским селом. Современное название было дано ему в год столетия гибели гения русской поэзии. Территория, на которой расположен город, стала владением российского царского двора в 1708 году. Прежде тут находилась шведская усадьба “Саари-мойс”, что и дало название будущему городу - Царское Село. До 1724 года здесь была резиденция жены Петра I Екатерины Алексеевны. Она располагалась в двухэтажных каменных палатах, построенных в 1717-1723 годах по проекту И. Браунштейна и Ф. Ферстера; тогда же была построена церковь, дома для обслуги, разбит типичный для стиля барокко регулярный парк с террасами.

С 1741 года Царское Село стало резиденцией Елизаветы Петровны. Широко развернулось новое строительство, в соответствии с возросшим статусом и потребностями императорского двора. В 1743-1751 годах стараниями архитекторов М. Земцова, А. Квасова, С. Чевакинского палаты преобразились в представительный дворец, полуциркульные корпуса замкнули парадный двор. Создание грандиозного комплекса Екатерининского дворца было завершено в 1756 году по проекту Ф.-Б. Растрелли. Дворец был надстроен, роскошно оформлен многочисленными колоннами, пилястрами, скульптурами. В 1760-1790 годах Царскосельский ансамбль пополнился творениями А. Ринальди, В. И И. Нееловых, Ю.М. Фельтена, Ч. Камерона, Дж. Кваренги. Парк украсили триумфальные сооружения - Чесменская, Орловская и Морейская колонны, Кагульский (Румянцевский) обелиск. Так была увековечена память о победах русской армии и флота, обеспечивших выход России к Черному морю. Появился комплекс сооружений, отразивших увлечение культурой Китая - Китайский театр, ряд мостов, Китайская деревня. Были построены здания Эрмитажной кухни, Верхняя и Нижняя ванны, два трехэтажных флигеля - у дворцовой церкви и Оранжерейного зала. По чертежам Камерона возвели Агатовый павильон, висячий сад, открытую галерею, ставшей известной по имени ее создателя - все это выдающиеся творения классической архитектуры. Для внука Екатерины II великого князя Александра Павловича ДЖ. Кваренги построил Александровский дворец - шедевр архитектуры классицизма.

С ансамблем Екатерининского дворца соединено здание Лицея, строившееся в 1789-1792 годах по проекту И.В. Неелова. Александр Пушкин был в числе первых воспитанников, принятых в 1811 году. Здесь в течении шести лет под влиянием высокообразованных педагогов формировалось мировоззрение будущего великого поэта, определялась его политическая и этическая ориентация, сложился круг друзей и единомышленников. В лицейском садике сохранилось старейшее сооружение дворцового ансамбля - Знаменская церковь, заложенная в мае 1734 года по проекту Земцова. Также в садике находится известное скульптурное изображение лицеиста Пушкина. Памятник скульптора Р.Р. Баха был открыт в 1900 году. В 1949 году в здании Лицея был открыт мемориальный музей.

В годы Великой Отечественной войны город сильно пострадал от фашистской оккупации: были разрушены многие сооружения дворцового ансамбля. Лежал в руинах Екатерининский дворец. Были увезены многие ценности, похищена легендарная Янтарная комната. После войны многие годы шло поэтапное возрождение разрушенного ансамбля.

В начале XYII века единственная дорога из Петербурга, минуя Пулковскую гору, поворачивала направо, шла вдоль огромного лесного массива и затем, резко повернув на юго-восток, пробиваясь сквозь дремучий лес, заканчивалась при въезде на бывшую шведскую мызу Saris hoff, что значило “возвышенное место” Легенды возводили это название к имени какой-то “госпожи Сарры”, к которой Петр якобы иногда заезжал угоститься свежим молоком. В 1710 году эту мызу на сухом и возвышенном месте Петр жалует Меншикову, но через какое-то время жалует будущей своей жене Екатерине Алексеевне, которая, в благодарность за построенный для нее Петром Екатерингоф, решает сделать для него взаимное угождение, и выбрав уединенное возвышенное место, приказала заложить каменный увеселительный замок с садом. Стройка происходила столь тайно, что государь о ней не ведал. Через три года Екатерина предложила Петру загородную прогулку, обещая показать сюрприз. Государь, увидев готовый дворец, бросился обнимать и целовать ее руки “Никогда Катенька моя меня не обманывала”, - сказал он.

Загородной императорской резиденцией Царское Село становится при Екатерине II. Она не только приглашает для строительства иностранных архитекторов, но и посылает русских зодчих для совершенствования за границу. Побывали в Англии и царскосельские архитекторы отец и сын Нееловы, которыми затем в парке были сооружены оригинальные мосты - Малый и Большой Капризы. Когда императрице представили смету на строительство этих двух мостов, она, увидев их высокую стоимость, отказалась ее принять. Однако верноподданные придворные почувствовали тонкое кокетливое притворство в поведении императрицы и, принимая правили игры, начали ее уговаривать. Наконец, уступая их настойчивым просьбам, Екатерина подписала смету, проворчав при этом: “Пусть это будет мой каприз”. Это якобы и определило необычность названий двух замечательных парковых сооружений. По другой легенде идея создания Большого Каприза принадлежит фавориту Екатерины II Потемкину. Будто бы это он придумал и велел в течение одной ночи осуществить парковую затею в угоду своей капризной любовнице.

Сохранилось предание об отказе Екатерины II вторично золотить крышу Царскосельского дворца. В свое время на внутреннюю и наружную отделку дворца было израсходовано более шести пудов золота. О его блеске и великолепии слагались легенды. В народе про дворец рассказывали чудеса, уверяя будто вся его крыша золотая. Карнизы, пилястры, кариатиды действительно были позолочены. Но уже через несколько десятилетий в значительной степени позолота была утрачена и требовала восстановления. Однако Екатерина отказалась от больших трат и позолота частично была закрашена, частично заменена бронзой. Но в народе сложилось предание, что не скупость государыни послужила тому причиной. Говорили, что ослепительный блеск золота в солнечную погоду не однажды вызывал панику и ложную тревогу. С криками: “Пожар!” конные и пешие, светские и военные, опережая друг друга, спешили ко дворцу, и затем, смущенные невольным обманом, расходились по домам и казармам. Потому-то, говорится в легенде, императрица и велела снять позолоту. По другому преданию, за право очистить остатки позолоты подрядчики предлагали “20000 червонных”, но Екатерина будто бы гордо ответила, что не продает своих обносков и велела все закрасить охрой.

В Царском Селе до сих пор живо старинное предание о золотых трубах, проложенных в екатерининское время под Александровским парком. Якобы когда была обнаружена целая сеть подземных рек, питавших лесные ручейки и небольшие пруды парка, то, заботясь об обеспечении питьевой водой жителей Царского Села, Екатерина велела забрать все эти источники в золотые трубы и объединить в общую систему. Но секрет тот тщательно оберегался от посторонних, дабы в будущем исключить возможность частых раскопок. На самом деле речь в легенде идет об известном Таицком водоводе, сооруженном в 1774 году генерал-квартирмейстером Бауэром. Таицкая вода считалась в то время самой здоровой. Екатерина будто бы никакой другой воды не пила и во время ее путешествий ей доставлялась только эта вода для питья. Трубы, по которым вода подводилась к Царскому Селу, были деревянными, и только в 1795 году на отдельных подземных участках они были заменены каменными, что, вероятно, и послужило причиной возникновения легенды.

Однажды, гуляя по царскосельскому парку, императрица обратила внимание на великолепную белую розу и решила подарить эту розу своему любимому внуку Александру. Чтобы розу за ночь не срезали, она приказала выставить у куста часового, но наутро забыла о своем вчерашнем намерении. А часовой стоял, затем его сменил другой, третий... Не зная о намерении императрицы и боясь совершить непоправимую ошибку, командир караула учредил у розового куста постоянный пост. Говорят, этот пост просуществовал до воцарения Николая I который отменил его за ненадобностью.

В 1713 году по приглашению Петра в Петербург приехал талантливый немецкий архитектор Андреас Шлютер, судьба которого сложилась весьма печально: на следующий год в возрасте 40 лет он умирает, практически не успев раскрыть своего дарования. Еще задолго до приезда в Россию Шлютер исполнил проект уникального Янтарного кабинета Королевского дворца в Берлине. В 1716 году, Фридрих Вильгельм I решил подарить этот кабинет русскому царю. По преданию, Петр I посылает в Пруссию 55 гренадеров и кубок собственной работы. В 1717 году янтарные панно осторожно демонтированные со стен королевского кабинета, привезли в Петербург и долгое время, не находя им достойного применения, хранили не распакованными в одном из помещений Зимнего дворца. Наконец, ими украсили одну из дворцовых комнат. Но в 50-х годах XYIII века в связи с перестройкой Зимнего дворца было решено Янтарный кабинет перевезти в Екатерининский дворец Царского Села. С тех пор Янтарная комната начала приобретать все более широкую популярность, пока не стала всемирно известным чудом света. По свидетельству современников, она производила неизгладимое впечатление, соперничая с позолотой, живописью и драгоценными камнями в интерьерах дворца. Последний раз Янтарную комнату видели в 1941 году. В 1942 году она была вывезена в Германию и следы ее потерялись. Сегодня ведутся работы по воссозданию Янтарной комнаты.

 

 

 

Hosted by uCoz