Дворцово-парковый ансамбль города Пушкина.
В
25 километрах на юг от Санкт-Петербурга находится известный всему
цивилизованному миру город Пушкин, который до 1917 года назывался
Царским Селом, в 1918-1937 годах - Детским селом. Современное название
было дано ему в год столетия гибели гения русской поэзии. Территория, на
которой расположен город, стала владением российского царского двора в
1708 году. Прежде тут находилась шведская усадьба “Саари-мойс”, что и
дало название будущему городу - Царское Село. До 1724 года здесь была
резиденция жены Петра I Екатерины Алексеевны. Она располагалась в
двухэтажных каменных палатах, построенных в 1717-1723 годах по проекту
И. Браунштейна и Ф. Ферстера; тогда же была построена церковь, дома для
обслуги, разбит типичный для стиля барокко регулярный парк с террасами.
С 1741 года Царское Село стало резиденцией
Елизаветы Петровны. Широко развернулось новое строительство, в
соответствии с возросшим статусом и потребностями императорского двора.
В 1743-1751 годах стараниями архитекторов М. Земцова, А. Квасова, С.
Чевакинского палаты преобразились в представительный дворец,
полуциркульные корпуса замкнули парадный двор. Создание грандиозного
комплекса Екатерининского дворца было завершено в 1756 году по проекту
Ф.-Б. Растрелли. Дворец был надстроен, роскошно оформлен многочисленными
колоннами, пилястрами, скульптурами. В 1760-1790 годах Царскосельский
ансамбль пополнился творениями А. Ринальди, В. И И. Нееловых, Ю.М.
Фельтена, Ч. Камерона, Дж. Кваренги. Парк украсили триумфальные
сооружения - Чесменская, Орловская и Морейская колонны, Кагульский (Румянцевский)
обелиск. Так была увековечена память о победах русской армии и флота,
обеспечивших выход России к Черному морю. Появился комплекс сооружений,
отразивших увлечение культурой Китая - Китайский театр, ряд мостов,
Китайская деревня. Были построены здания Эрмитажной кухни, Верхняя и
Нижняя ванны, два трехэтажных флигеля - у дворцовой церкви и
Оранжерейного зала. По чертежам Камерона возвели Агатовый павильон,
висячий сад, открытую галерею, ставшей известной по имени ее создателя -
все это выдающиеся творения классической архитектуры. Для внука
Екатерины II великого князя Александра Павловича ДЖ. Кваренги построил
Александровский дворец - шедевр архитектуры классицизма.
С ансамблем Екатерининского дворца соединено
здание Лицея, строившееся в 1789-1792 годах по проекту И.В. Неелова.
Александр Пушкин был в числе первых воспитанников, принятых в 1811 году.
Здесь в течении шести лет под влиянием высокообразованных педагогов
формировалось мировоззрение будущего великого поэта, определялась его
политическая и этическая ориентация, сложился круг друзей и
единомышленников. В лицейском садике сохранилось старейшее сооружение
дворцового ансамбля - Знаменская церковь, заложенная в мае 1734 года по
проекту Земцова. Также в садике находится известное скульптурное
изображение лицеиста Пушкина. Памятник скульптора Р.Р. Баха был открыт в
1900 году. В 1949 году в здании Лицея был открыт мемориальный музей.
В годы Великой Отечественной войны город сильно
пострадал от фашистской оккупации: были разрушены многие сооружения
дворцового ансамбля. Лежал в руинах Екатерининский дворец. Были увезены
многие ценности, похищена легендарная Янтарная комната. После войны
многие годы шло поэтапное возрождение разрушенного ансамбля.
В начале XYII века единственная дорога из
Петербурга, минуя Пулковскую гору, поворачивала направо, шла вдоль
огромного лесного массива и затем, резко повернув на юго-восток,
пробиваясь сквозь дремучий лес, заканчивалась при въезде на бывшую
шведскую мызу Saris hoff, что значило “возвышенное место” Легенды
возводили это название к имени какой-то “госпожи Сарры”, к которой Петр
якобы иногда заезжал угоститься свежим молоком. В 1710 году эту мызу на
сухом и возвышенном месте Петр жалует Меншикову, но через какое-то время
жалует будущей своей жене Екатерине Алексеевне, которая, в благодарность
за построенный для нее Петром Екатерингоф, решает сделать для него
взаимное угождение, и выбрав уединенное возвышенное место, приказала
заложить каменный увеселительный замок с садом. Стройка происходила
столь тайно, что государь о ней не ведал. Через три года Екатерина
предложила Петру загородную прогулку, обещая показать сюрприз. Государь,
увидев готовый дворец, бросился обнимать и целовать ее руки “Никогда
Катенька моя меня не обманывала”, - сказал он.
Загородной императорской резиденцией Царское Село
становится при Екатерине II. Она не только приглашает для строительства
иностранных архитекторов, но и посылает русских зодчих для
совершенствования за границу. Побывали в Англии и царскосельские
архитекторы отец и сын Нееловы, которыми затем в парке были сооружены
оригинальные мосты - Малый и Большой Капризы. Когда императрице
представили смету на строительство этих двух мостов, она, увидев их
высокую стоимость, отказалась ее принять. Однако верноподданные
придворные почувствовали тонкое кокетливое притворство в поведении
императрицы и, принимая правили игры, начали ее уговаривать. Наконец,
уступая их настойчивым просьбам, Екатерина подписала смету, проворчав
при этом: “Пусть это будет мой каприз”. Это якобы и определило
необычность названий двух замечательных парковых сооружений. По другой
легенде идея создания Большого Каприза принадлежит фавориту Екатерины II
Потемкину. Будто бы это он придумал и велел в течение одной ночи
осуществить парковую затею в угоду своей капризной любовнице.
Сохранилось предание об отказе Екатерины II
вторично золотить крышу Царскосельского дворца. В свое время на
внутреннюю и наружную отделку дворца было израсходовано более шести
пудов золота. О его блеске и великолепии слагались легенды. В народе про
дворец рассказывали чудеса, уверяя будто вся его крыша золотая. Карнизы,
пилястры, кариатиды действительно были позолочены. Но уже через
несколько десятилетий в значительной степени позолота была утрачена и
требовала восстановления. Однако Екатерина отказалась от больших трат и
позолота частично была закрашена, частично заменена бронзой. Но в народе
сложилось предание, что не скупость государыни послужила тому причиной.
Говорили, что ослепительный блеск золота в солнечную погоду не однажды
вызывал панику и ложную тревогу. С криками: “Пожар!” конные и пешие,
светские и военные, опережая друг друга, спешили ко дворцу, и затем,
смущенные невольным обманом, расходились по домам и казармам. Потому-то,
говорится в легенде, императрица и велела снять позолоту. По другому
преданию, за право очистить остатки позолоты подрядчики предлагали
“20000 червонных”, но Екатерина будто бы гордо ответила, что не продает
своих обносков и велела все закрасить охрой.
В Царском Селе до сих пор живо старинное предание
о золотых трубах, проложенных в екатерининское время под Александровским
парком. Якобы когда была обнаружена целая сеть подземных рек, питавших
лесные ручейки и небольшие пруды парка, то, заботясь об обеспечении
питьевой водой жителей Царского Села, Екатерина велела забрать все эти
источники в золотые трубы и объединить в общую систему. Но секрет тот
тщательно оберегался от посторонних, дабы в будущем исключить
возможность частых раскопок. На самом деле речь в легенде идет об
известном Таицком водоводе, сооруженном в 1774 году
генерал-квартирмейстером Бауэром. Таицкая вода считалась в то время
самой здоровой. Екатерина будто бы никакой другой воды не пила и во
время ее путешествий ей доставлялась только эта вода для питья. Трубы,
по которым вода подводилась к Царскому Селу, были деревянными, и только
в 1795 году на отдельных подземных участках они были заменены каменными,
что, вероятно, и послужило причиной возникновения легенды.
Однажды, гуляя по царскосельскому парку,
императрица обратила внимание на великолепную белую розу и решила
подарить эту розу своему любимому внуку Александру. Чтобы розу за ночь
не срезали, она приказала выставить у куста часового, но наутро забыла о
своем вчерашнем намерении. А часовой стоял, затем его сменил другой,
третий... Не зная о намерении императрицы и боясь совершить непоправимую
ошибку, командир караула учредил у розового куста постоянный пост.
Говорят, этот пост просуществовал до воцарения Николая I который отменил
его за ненадобностью.
В 1713 году по приглашению Петра в Петербург
приехал талантливый немецкий архитектор Андреас Шлютер, судьба которого
сложилась весьма печально: на следующий год в возрасте 40 лет он умирает,
практически не успев раскрыть своего дарования. Еще задолго до приезда в
Россию Шлютер исполнил проект уникального Янтарного кабинета
Королевского дворца в Берлине. В 1716 году, Фридрих Вильгельм I решил
подарить этот кабинет русскому царю. По преданию, Петр I посылает в
Пруссию 55 гренадеров и кубок собственной работы. В 1717 году янтарные
панно осторожно демонтированные со стен королевского кабинета, привезли
в Петербург и долгое время, не находя им достойного применения, хранили
не распакованными в одном из помещений Зимнего дворца. Наконец, ими
украсили одну из дворцовых комнат. Но в 50-х годах XYIII века в связи с
перестройкой Зимнего дворца было решено Янтарный кабинет перевезти в
Екатерининский дворец Царского Села. С тех пор Янтарная комната начала
приобретать все более широкую популярность, пока не стала всемирно
известным чудом света. По свидетельству современников, она производила
неизгладимое впечатление, соперничая с позолотой, живописью и
драгоценными камнями в интерьерах дворца. Последний раз Янтарную комнату
видели в 1941 году. В 1942 году она была вывезена в Германию и следы ее
потерялись. Сегодня ведутся работы по воссозданию Янтарной комнаты.
|