История создания Санкт-Петербурга

Достопримечательности

 

История

Фотографии с 300-т летия

Ссылки

      

                                   

Верхний и Нижний парки Петродворца.

История Петергофа, переименованного в 1944 году в Петродворец, восходит к началу XYIII века. Он создавался как памятник побед, одержанных Россией в борьбе за выход к Балтийскому морю. В конце мая 1710 года, то есть через год после Полтавской битвы “царское величество изволило рассматривать место сада и назначить дело плотины, грота и фонтанов Петергофскому строению”. Для того чтобы на сырой, глинистой почве южного берега Финского залива разбить сады и парки, понадобилось провести осушительные работы, снять пласты глины, подвезти на баржах землю и удобрения. Из разных районов России из европейских стран везли в Петергоф десятки тысяч кленовых, липовых, каштанов и фруктовых деревьев и кустарников, замечательные статуи и картины, дорогие ткани и строительные материалы, части фонтанных сооружений. Над воплощением в жизнь петровских замыслов относительно величественной загородной царской резиденции трудились лучшие архитекторы, живописцы , садоводы того времени: И. Браунштейн, А. Леблон, Н. Микетти, М. Земцов, К. Растрелли и многие другие. В 1714 году было начато строительство основных ансамблей Верхнего и Нижнего садов ( ныне парков): заложены Монплезир, Верхние палаты (ныне Большой дворец), Марли, Эрмитаж, кроме того одновременно шло сооружение Большого каскада и канала от залива к дворцу. Водная система фонтанов сооружалась под руководством первого русского инженера-гидравлика Василия Туволкова. Сложная система водопроводных сооружений протянулась на расстояние почти 22 километра. Вода по каналам и трубам шла самостоятельно. Никаких насосных сооружений здесь нет. Фонтаны действуют по принципу сообщающихся сосудов.

Верхний сад создавался на местности, лишенной растительности. Вначале он был ограничен рвом, а в середине XYIII века - оградой, построенной по проекту Ф.-Б. Растрелли. По продольной оси сад был разбит на три части и в средней - устроен партер с бассейном и фигурой Нептуна в центре. Художественным центром петергофской композиции является Большой дворец, построенный в 1714-1724 годах при ведущем участии И. Браунштейна, Леблона, Микетти, и далее неоднократно перестраиваемый. В 1730 году в перестройке принимал участие архитектор М.Д. Земцов, с середины 1740-х годов и до середины 1750-х строительством руководил Б.-Ф. Растрелли - по его проектам были построены “Корпус над гербом” и “Церковный корпус. Затем были проведены работы по проектам архитекторов Ж.-Б. Вален-Деламота (“Китайские кабинеты”) и Ю.М. Фельтена (“Столовый”, “Чесменский”, “Тронный” залы, “Куропаточная гостиная” и др.). В 1845 - 1850 годах во дворце работал архитектор Штакеншнейдер, который внес новые коррективы в художественный облик интерьеров дворца.

В центре фасада дворца, обращенного к Финскому заливу, на большом мраморном балконе открывается вид на Большой каскад, который сформировался в первой четверти XYIII века, но свой современный вид приобрел в середине XIX века. Вода на каскад изливается двумя потоками из масок бога морей Нептуна. Эти потоки дополняют струи водометов каскадных лестниц и фонтана “Корзинка”. Ниспадая по ступеням, вода выходит к нижним овальным уступам, а далее через пасти дельфинов низвергается в водоем, в центре которого возвышается фигура Самсона, раздирающего пасть льва, из которой в небо вздымается водяной столб. Этот фонтан, созданный по модели К. Растрелли, воздвигнут в 1735 году в ознаменование Полтавской битвы.

Главным украшение Нижнего парка уже в петровское время являлись фонтаны, считавшиеся “душой садов”. Строительство петергофских фонтанов и совершенствование их системы велось до середины XIX века. В результате сложился комплекс, насчитывающий 144 фонтана и 4 каскада. В целом по художественному и инженерному решению фонтаны Петродворца представляют собой уникальное сооружение.

В Нижнем парке расположены Оранжерея, построенная в 1722-1725 годах по проекту Браунштейна и Земцова, дворец Монплезир (Мое удовольствие) - любимое детище Петра I, предполагается, что разработке проекта дворца принял участие немецкий архитектор и скульптор Андреас Шлютер. В конце1740-х годов рядом с Монплезиром был сооружен Екатерининский корпус, перестроенный в 1780 году Джакомо Кваренги, а с другой стороны дворца в 1748 году был возведен Банный корпус, перестроенный в 1865-1866-х годах. К нему примыкает старинный Ассамблейный зал, построенный по проекту Земцова в 1726 году и оформленный в 1748 году Б.-Ф. Растрелли. Дворец-павильон Эрмитаж также построен по замыслу самого Петра I, но строительство его было закончено в 1725 году, уже после смерти императора. К западу от Эрмитажа расположен комплекс дворца Марли, построенного в 1719-1723 годах по проекту Браунштейна.

Построенный первоначально комплекс Верхнего и Нижнего парков с Большим дворцом как царская резиденция с 1918 года является музейным заповедником.

Петергоф - в переводе с немецкого означающий “Двор Петра”, в Походном журнале Петра I упоминается уже в сентябре 1705 года. По преданию, своим появлением он обязан супруге Петра Екатерине Алексеевне. Петр, озабоченный строительством Кронштадской крепости, часто посещал остров Котлин. И так как поездки совершались морем, что представляло, особенно в бурную осеннюю пору, постоянную опасность, то Екатерина будто бы уговорила Петра построить на берегу напротив острова, где переезд мог быть наиболее опасным, заезжий или путевой дворец. Такие “попутные светлицы” якобы стояли на берегу Фабричного канала, напротив Знаменской церкви, разрушенной во время последней войны. По преданию, Петр Великий, бывая впоследствии в Петергофе, посещал эту церковь и даже пел на клиросе. Место для возведения “попутных светлиц” на возвышенности между старинными чухонскими деревушками Похиоки и Кусоя Петр, говорят выбрал лично.

Петр сам принимал участие в разработке и строительстве Петергофа. Еще в первые годы XIX века местные жители знавали столетнего старика, чухонца из деревни Ольховка, что вблизи Ропши, который не раз видел царя, неоднократно бывал с ним на работах по строительству водопровода. Он носил за Петром межевые шесты, когда тот, нередко по колено в болоте, лично вымерял землю для своего Петергофа. Старый чухонец хранил как святыню один из серебряных рублей, пожалованных ему государем за работу.

В кабинете императора в Большом Петергофском дворце стены сверху донизу отделаны резным дубом. Существует предание, что некоторые части дубовой обшивки император вырезал сам. Среди местных жителей бытуют легенды о том, что некоторые фонтаны Петергофа придуманы лично императором. Например, по его проекту якобы выстроен фонтан “Пирамида”. На мраморной террасе Монплезира стоит бронзовая статуя Нептуна, менее всего напоминающая греческого бога морей с трезубцем и более всего - ярославского мужика с вилами. Известно, что Нептун отлит в 1716 году на Московском литейном заводе по рисунку Петра I. На этот счет живет в Петергофе стародавнее предание. Будто бы у Петра был хороший знакомый, богатый купец из местных, часто посещавший государя в Монплезире. Рассказывают, что купец был застенчив как красная девица, и, когда Петр водил его по залам своего “голландского домика”, приходил в замешательство, смущался и не знал, куда деться от стыда, видя обнаженные тела на картинах. Петра это приводило в неподдельный восторг. И вот однажды, рассказывает легенда, ему пришла в голову вздорная мысль подшутить над простодушным провинциалом. Петр набрасывает рисунок... и образ стыдливого мужика, выполненный в лучших традициях древнерусской деревянной скульптуры, запечатлевается в бронзе. Правда, снисходительный Петр оставил на бедрах несчастного что-то вроде повязки, опять же весьма далекой от античных образцов.

Многие фонтаны Петродворца имеют интересную историю. Так появление скульптурной группы “Самсон, раздирающий пасть льва” было не случайным. Этот сюжет находит свое объяснение в событиях Северной войны. Так как Полтавская битва произошла 27 июня (по старому стилю) 1709 года в день святого Самсония, который считался покровителем русских войск, то его имя было очень популярным в народе. В гербе Швеции имеется изображение льва. Используя это совпадение, скульпторы создали аллегорический памятник, запечатлевший победы русских войск: Самсон олицетворяет Россию, а поверженный лев изображает побежденную Швецию. Из пасти поверженного льва, как последний предсмертный крик, вырывается столб воды высотой до тридцати метров. В годы Великой Отечественной войны, отступая от Петергофа, фашисты похитили “Самсона”. При изготовлении после войны новой скульптуры возникли неожиданные трудности: довоенное изваяние фотографировалось множество раз, но научных обмеров сделано не было.И все-таки трудности были преодолены. Скульптор В.Л. Симонов провел буквально научно-исследовательскую работу, и воссоздал знаменитую скульптуру уже в сентябре 1947 года.

Фонтан “Нептун”, расположенный в Верхнем парке, был привезен в Россию из города Нюрнберга. По случаю окончания Тридцатилетней войны (1618-1648) муниципалитет решил установить на рыночной площади большой фонтан. Вся композиция была создана в середине XYII века. Когда фонтан был вчерне готов, выяснилось, что количество воды для него в местных реках недостаточно. Фонтанную группу решили разобрать и отправить на хранение. В 1782 году наследник русского престола Павел, путешествуя по Европе, посетил Нюрнберг. Ему предложили купить “Нептуна”, сделка состоялась и “Нептун” занял свое место в Петергофе. Во время оккупации Петергофа гитлеровцы похитили фонтан. Советские воины нашли его в Германии, и в 1956 году “Нептун” вновь был установлен в Верхнем парке.

Оккупация нанесла огромный ущерб паркам Петродворца: были разграблены и повреждены почти все дворцы, а дворец Марли вообще был взорван, вырублены почти полностью парки, жестоко пострадала знаменитая фонтанная система, украдены были скульптуры и фонтаны, которые не успели спрятать. Сегодня парки и дворцы, фонтаны и скульптуры почти полностью восстановлены.

 

Hosted by uCoz