|
История создания Санкт-ПетербургаДостопримечательности |
  |
Эрмитаж. (Дворцовая наб., 32-38.)
Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, к середине XIX века, Эрмитаж, оставаясь частью дворца, начинает постепенно превращаться в музей и в 1852 году стал доступным для публичного обозрения. Сегодня в Эрмитаже открыто для обозрения почти 400 залов, в нем хранится около 2700000 экспонатов. Среди них большой интерес представляют предметы. Найденные при археологических раскопках и отражающие историю русской культуры и культур Запада и Востока начиная с каменного века. В Эрмитаже собрано около 15 тысяч картин и 12 тысяч скульптур. Особенно широко представлено в нем западноевропейское искусство. В залах музея можно увидеть полотна, принадлежащие кисти Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Веласкеса, Ван-Дейка, Рубенса, Рембрандта, мраморные изваяния, созданные Микеланджело, Кановы, Фальконе, Родена и многих других. Для того, чтобы познакомиться с экспозицией залов музея, потребуется проделать путь в 22 километра. А если задержаться у каждого хранящегося здесь экспоната хотя бы на минуту (проводя в музее ежедневно по 8 часов), то на осмотр коллекций придется затратить почти 15 лет.
Слово “Эрмитаж” в переводе с французского означает “пустынька”, “уединенный уголок”, “приют отшельника”. Такие уютные, огражденные даже от прислуги уголки создавались во дворцах королей и вельмож Франции. Их примеру последовала и Екатерина II. Открытие основанного Екатериной II Эрмитажа - крупнейшего в России собрания художественных ценностей было приурочено к прибытию в Петербург первой партии картин берлинского купца Гоцковского, приобретенных В.С. Долгоруким по заданию императрицы. И хотя создание художественной коллекции имело ярко выраженную политическую цель - доказать миру, что могущественная Россия способна ослепить блеском своей цивилизации любое европейское государство, в фольклоре факт создания Эрмитажа свелся к бытовому, чуть ли не к обиходному, случайному происшествию. Согласно легенде, однажды, прогуливаясь по Зимнему дворцу, молодая императрица наткнулась в полутемной кладовке на большую картину Рубенса “Снятие с креста”. После смерти Елизаветы Петровны картину будто бы перенесли сюда из ее комнат. Екатерина надолго остановилась, любуясь полотном, а когда оторвалась от него, твердо решила создать у себя во дворце картинную галерею. Об осуществлении ее проекта известный историк М И. Пыляев пишет: “ Вскоре государыня повелела собрать все лучшие картины, находившиеся в других дворцах, а также приказала своим министрам и агентам при иностранных дворах скупать за границей хорошие картины и присылать к ней. Через несколько лет после того государыня приобрела для своего Эрмитажа известные богатые картинные коллекции: принца Конде, графов: Брюля и Бодуэна, берлинского купца Гоцковского, лорда Гаугтона и еще многих других. Помимо покупок, императрица приказала снять копию лучшими художниками с ложи Рафаэля. К собранию картин Екатерина присоединила также коллекцию античных мраморов, приобретенных в Риме, купила также все мраморные статуи у известного в то время мецената Ив.И в. Шувалова; затем приобрела у герцога Орлеанского богатейшую его коллекцию разных камей и античных гемм. И стала покупать открываемые в раскопках древности, как- то: монеты, кубки, оружие и т.д.” При Екатерине в Эрмитаже была основана и знаменитая, так называемая Русская, библиотека. Эта трудолюбивая немка на русском троне, по свидетельству современников, ненавидела всякую праздность и, говорят, любила, чтобы придворные во время дежурства при дворе занимались каким-либо делом. Рассказывают, как однажды лакей так углубился в чтение книги, что даже не заметил императрицу, когда она остановилась около него. Екатерина, прочитав название ( а это был Велизарий Мармонтелев ), спросила лакея, понимает ли он прочитанное. Из ответа молодого человека государыня поняла, что чтение не только “избавляет служителей от вредной праздности и скуки, но и послужит к их пользе и образованию”. В то же время императрица с удивлением узнала о трудностях, с какими достают они книги на родном языке. Это, повествует легенда, и послужила причиной основания Русской библиотеки.
|