История создания Санкт-Петербурга

Достопримечательности

 

История

Фотографии с 300-т летия

Ссылки

      

                                   

Эрмитаж. (Дворцовая наб., 32-38.)

Один из самых больших музеев мира - Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге занимает пять зданий: Зимний дворец (1754-1762 годы, архитектор В.В. Растрелли ), Малый Эрмитаж (1764-11767 годы, архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-11784 годы , архитектор Ю.М. Фельтен ), Эрмитажный театр (1783-1787 годы, архитектор Дж. Кваренги) и Новый Эрмитаж (1839-1852 годы, архитекторы Л. Кленце и Н.Е. Ефимов). Эрмитажные здания, несмотря на различие в архитектурно-стилистической характеристике ( Зимний дворец в стиле барокко, остальные постройки в стилях раннего и позднего классицизма ) образуют единый ансамбль, объединяемый со стороны Невы одинаковой высотой строений, основными горизонтальными членениями фасадов и портиками - колоннадами большого ордера ( за исключением безордерного фасада Старого Эрмитажа). Здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра, расположенные на противоположных берегах Зимней канавки, связаны между собой одноарочным мостиком с галерей. Корпуса Малого Эрмитажа соединяется Висячим садом. К зданию Старого Эрмитажа примыкает “Лоджия Рафаэля” - галерея, идущая вдоль набережной Зимней канавки (1783-1794 годы, архитектор Дж. Кваренги). В 1850-60-х годах Малый и Старый Эрмитажи были внутри перестроены архитектором А.И. Штакеншнейдером. В первом создан Павильонный зал по мотивам арабского зодчества и архитектуры эпохи Возрождения, во втором - Большой зал, - ныне зал Итальянского искусства XYI века, и Мраморная лестница. В 1904 году фойе Эрмитажного театра было отделано по проекту архитектора Л.Н. Бенуа.

Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, к середине XIX века, Эрмитаж, оставаясь частью дворца, начинает постепенно превращаться в музей и в 1852 году стал доступным для публичного обозрения. Сегодня в Эрмитаже открыто для обозрения почти 400 залов, в нем хранится около 2700000 экспонатов. Среди них большой интерес представляют предметы. Найденные при археологических раскопках и отражающие историю русской культуры и культур Запада и Востока начиная с каменного века. В Эрмитаже собрано около 15 тысяч картин и 12 тысяч скульптур. Особенно широко представлено в нем западноевропейское искусство. В залах музея можно увидеть полотна, принадлежащие кисти Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Веласкеса, Ван-Дейка, Рубенса, Рембрандта, мраморные изваяния, созданные Микеланджело, Кановы, Фальконе, Родена и многих других. Для того, чтобы познакомиться с экспозицией залов музея, потребуется проделать путь в 22 километра. А если задержаться у каждого хранящегося здесь экспоната хотя бы на минуту (проводя в музее ежедневно по 8 часов), то на осмотр коллекций придется затратить почти 15 лет.

Сбору произведений искусств в Петербурге положил начало еще Петр I, который, по словам историков “ несомненно был одарен здоровым чувством изящного , тратил много хлопот и денег, чтобы доставать хорошие картины и статуи...” О том, с какой настойчивостью он это делал, лучше всего свидетельствует история приобретения статуи Венеры, находящейся ныне в Эрмитаже. Капитан Юрий Кологривов, посланный Петром в Италию в качестве дипломата и одновременно для наблюдения за обучавшимися там русскими художниками, разыскал в Риме мраморную Венеру несказанной красоты и сообщил об этом царю. Однако губернатор Рима запретил вывозить статую и надежно спрятал ее, скульптора же, которому Кологривов поручил реставрацию статуи, приказал заточить в тюрьму. Завязалась упорная дипломатическая борьба. Петр послал в Италию своего опытного дипломата Савву Рагузинского. В обмен на статую языческой богини Венеры, Рагузинский предложил захваченные в Ревеле мощи святой Бригитты, почитаемой католической церковью. Обмен состоялся. В 1720 году в специальном возке статую привезли на берега Невы и установили в Летнем саду, впоследствии она хранилась в Таврическом дворце и в связи с этим получила название Венеры Таврической, затем она была установлена в Эрмитаже.

Слово “Эрмитаж” в переводе с французского означает “пустынька”, “уединенный уголок”, “приют отшельника”. Такие уютные, огражденные даже от прислуги уголки создавались во дворцах королей и вельмож Франции. Их примеру последовала и Екатерина II.

Открытие основанного Екатериной II Эрмитажа - крупнейшего в России собрания художественных ценностей было приурочено к прибытию в Петербург первой партии картин берлинского купца Гоцковского, приобретенных В.С. Долгоруким по заданию императрицы. И хотя создание художественной коллекции имело ярко выраженную политическую цель - доказать миру, что могущественная Россия способна ослепить блеском своей цивилизации любое европейское государство, в фольклоре факт создания Эрмитажа свелся к бытовому, чуть ли не к обиходному, случайному происшествию. Согласно легенде, однажды, прогуливаясь по Зимнему дворцу, молодая императрица наткнулась в полутемной кладовке на большую картину Рубенса “Снятие с креста”. После смерти Елизаветы Петровны картину будто бы перенесли сюда из ее комнат. Екатерина надолго остановилась, любуясь полотном, а когда оторвалась от него, твердо решила создать у себя во дворце картинную галерею. Об осуществлении ее проекта известный историк М И. Пыляев пишет: “ Вскоре государыня повелела собрать все лучшие картины, находившиеся в других дворцах, а также приказала своим министрам и агентам при иностранных дворах скупать за границей хорошие картины и присылать к ней. Через несколько лет после того государыня приобрела для своего Эрмитажа известные богатые картинные коллекции: принца Конде, графов: Брюля и Бодуэна, берлинского купца Гоцковского, лорда Гаугтона и еще многих других. Помимо покупок, императрица приказала снять копию лучшими художниками с ложи Рафаэля. К собранию картин Екатерина присоединила также коллекцию античных мраморов, приобретенных в Риме, купила также все мраморные статуи у известного в то время мецената Ив.И в. Шувалова; затем приобрела у герцога Орлеанского богатейшую его коллекцию разных камей и античных гемм. И стала покупать открываемые в раскопках древности, как- то: монеты, кубки, оружие и т.д.”

При Екатерине в Эрмитаже была основана и знаменитая, так называемая Русская, библиотека. Эта трудолюбивая немка на русском троне, по свидетельству современников, ненавидела всякую праздность и, говорят, любила, чтобы придворные во время дежурства при дворе занимались каким-либо делом. Рассказывают, как однажды лакей так углубился в чтение книги, что даже не заметил императрицу, когда она остановилась около него. Екатерина, прочитав название ( а это был Велизарий Мармонтелев ), спросила лакея, понимает ли он прочитанное. Из ответа молодого человека государыня поняла, что чтение не только “избавляет служителей от вредной праздности и скуки, но и послужит к их пользе и образованию”. В то же время императрица с удивлением узнала о трудностях, с какими достают они книги на родном языке. Это, повествует легенда, и послужила причиной основания Русской библиотеки.

В первом этаже Нового Эрмитажа специальный зал занимает уникальное творение русских зодчих-камнерезов - знаменитая 19-тонная Колыванская ваза., изготовленная из ревневской яшмы. Эту глыбу обнаружили в Зауралье, два года ее обрабатывали на месте находки, после чего тысяча рабочих доставляла ее на Колыванскую фабрику. Для этого потребовалась рубить просеки в диких лесах, прокладывать дорогу, сооружать мосты через реки. Затем десятки мастеров двенадцать лет обрабатывали вазу по проекту архитектора Абрама Михайловича Мельникова. В 1843 году ваза была отправлена к берегам Невы. До Урала ее везли на специальной телеге, в которую впрягали 120-160 лошадей, потом на реке Чусовой погрузили на баржу и по Каме, Волге, Шексне и Мариинской системе через Ладогу отправили в Петербург. В зале Эрмитажа вазу установили на специал